Сутки в Израиле




Четвёртая часть

Сутки в Израиле.

Настало время, нам с вами, вспомнить историю Израильского народа и в частности их жизнь и быт в древние времена. Нам это необходимо, чтобы ответить на четвёртый вопрос, который звучит так:

Когда в Израильском народе в Библейские времена начинались и заканчивались сутки?

Ещё раз повторю, что слово “сутки” в Библии отсутствует. Но тем не менее счёт дней был. Считались дни недель, месяцев и даже лет.

Так же в предыдущих частях наших исследований мы говорили, что слово “день” может обозначать как время от восхода до заката так и целые сутки. И вот вопрос: когда же в древние времена в Израильском народе наступал переход с первого на второе число, со второго на третье, с третьего на четвёртое и так далее?

Изучая Слово Божье, мы обнаруживаем, что таким переходным моментом являлся именно вечер. Позвольте в этой части наших исследований привести вам серию весьма ярких примеров из Библии, на основе которых видно, что в древние времена в Израильском народе сутки начинались именно с вечера.

Первый такой пример мы находим в 19 главе книги Исход. Там описывается встреча Израильского народа с Богом. Но перед тем как эта встреча произошла, Бог сказал Моисею: “Пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай” Исх.19:10-11.

Согласно Божьего повеления на освящение было дано два дня: “сегодня и завтра”, а к третьему дню народ должен был быть готов, ибо на третий день их ожидала встреча с Богом. Моисей, исполняя Божье повеление сказал народу: “Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам” Исх.19:14-15.

Народ должен был быть готов к третьему дню и мужчины не должны были прикасаться к жёнам. Если бы мужчина прикоснулся к жене, то есть спал бы с нею и случилось бы излияние семени, то они оба были бы нечисты. Так же нечистота могла быть от прикосновения к покойнику, к прокажённому и от ещё очень многого другого.

А теперь вопрос: до какого времени суток, согласно Слова Божьего, на человеке оставалась нечистота, до утра, до вечера, до ночи, или до наступления дня?

Обратите внимание на целую серию Библейских текстов, которые очень ясно и чётко отвечают нам на этот вопрос. В книге Левит мы читаем: “Кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера” Лев.14:46.

Здесь говориться о доме на стенах которого появилась проказа. Обратите внимание, что здесь сказано: “Кто входит в дом во все время...” Неважно когда человек вошёл в дом, то ли ночью, то ли днём, в любом случае, как написано, он оставался нечист до вечера. Обновление происходило только вечером и указывало на смену жизненных циклов, которые происходили именно вечером. Иными словами с вечера наступал новый период, который мы называем сутки.

Следующий текст: “Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера” Лев.15:16. Подобное у мужчин может случиться в любое время суток, хотя в большинстве случаев это случается ночью. Не важно, когда это случалось, человек оставался нечист, пока не оканчивался определённый период времени, а этот период заканчивался только вечером.

Ещё текст: “Если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера” Лев.15:18. Здесь практически то же самое, что и в предыдущем тексте. Не важно, когда мужчина ляжет с женщиною, хотя в основном ложились ночью. В любом случае нечистота оставалась до вечера.

Прочтём ещё некоторые тексты: “Кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера... И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера” Лев.11:28-40. Обратите внимание, что когда речь шла о прикосновении к трупам нечистых животных, или к трупам чистых животных, в любом случае нечистота на человеке всегда оставалась только до вечера.

Ещё несколько текстов: “Если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера” Лев.15:8

“Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера... и всякий кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера” Лев.15:19-21. Во всех текстах мы видим одно и то же, что нечистота человека сохранялась на нём до вечера.

Таким образом, когда Моисей сказал людям очиститься к третьему дню, то к вечеру второго уходящего дня они все должны были очиститься.

А теперь обратите внимание на то, что написано дальше: “На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане” Исх.19:16.

Сразу отметим, что слова “на третий день, при наступлении утра” помогают понять, что речь не идёт о времени от восхода до заката, ибо утро наступало до восхода солнца. Но когда же тогда начался этот самый третий день? Он не мог начаться с восходом солнца, ибо тогда третий день при окончании утра после восхода солнца должен был бы закончиться.

(Нарисовать схему)

Такое не могла быть так как дальше в 19 главе книги Исход описывается очень много событий, которые произошли после наступления утра в течении третьего дня.

Единственным логическим ответом может быть ответ, что третий день наступил именно с вечера. Именно до вечера второго дня все кто был нечист или имел на себе какую-то нечистоту должен был быть освящен. К вечеру второго дня или к окончанию второго дня, каждый должен был омыться, чтобы на третий день быть чистым.

Друзья, все тексты говорящие о том, что человек должен очиститься, но при этом является нечистым до вечера, являются Божьими повелениями. Таким образом мы видим, что Сам Бог учил Свой народ когда заканчивается один период времени и когда начинается другой.

Также, в качестве примера, мы можем вспомнить и еврейские праздники, которые помогают увидеть начало и конец Библейских суток. В отношении празднования Йом-Киппура было сказано: “Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу” Лев.23:32.

В этом тексте весьма чётко сказано с какого по какое время проходят праздничные сутки: “от вечера до вечера”.

Кстати, Евгений Ермолович пишет, что только в отношении празднования Йом-Киппура было дано повеление праздновать с вечера до вечера. Но это не так! Например в отношении праздника опресноков мы находим следующее повеление: “Наблюдайте опресноки... С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца” Исх.12:17-18.

Само исчисление дней у евреев было именно с вечера. Ночь следующая за днём всегда относилась к следующему дню или правильней сказать к следующему числу. В качестве примера мы можем вспомнить историю, когда Израильский народ находясь в Египте праздновал первую свою пасху. В книге Исход в 12 главе мы читаем: “Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером” Исх.12:3-6.

Евреи в точности исполнили Божье повеление и 14 нисан вечером закололи агнца и приготовили Пасху. А теперь обратите внимание на события происшедшие ночью, сразу после дня, который считался 14 нисан.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской... И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы... И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло... И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф... По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. Это - ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь - бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их” Исх.12:29-42.

Итак, что же произошло в эту ночь согласно прочитанных нами текстов? Бог поразил всех первенцев в Израиле. В следствии чего фараон и египтяне выгнали евреев из Египта. Израильский народ приготовил тесто для опресноков, ибо 15 нисан должен был быть первый день праздника опресноков. Но они не успели испечь, ибо поспешно были выгнаны. Это было так поспешно, что тесто не успело прокиснуть, иными словами они вышли именно ночью, которая была сразу после 14 нисан. Именно в эту ночь они отправились из Раамсеса в Сокхоф.

Осмыслив всё это напрашивается вопрос: ночь, когда Израильский народ вышел из Египта, эта ночь относилась к 14 нисан или к 15 нисан? Ответ мы находим в самой Библии в книге Чисел. Здесь сказано: “Из Раамсеса отправились они в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца; на другой день Пасхи вышли сыны Израилевы под рукою высокою в глазах всего Египта”  Чис.33:3.

Думаю, что в дополнительном комментарии этот текст не нуждается. Здесь более чем конкретно сказано, что евреи покинули Египет “в пятнадцатый день первого месяца; на другой день Пасхи

Помня, что слово день в Библии обозначает не только время от восхода и до заката, но и целые сутки, то получается, что переход с 14 нисан на 15 нисан произошёл именно вечером. Но тут возникает один нюанс. Дело в том, что понятие “вечер” весьма обширно. Вечер может начинаться задолго до захода солнца и заканчиваться при наступлении полной темноты. Существует ли какая-то более конкретная точка окончания одних суток и наступления других.

Такая точка во времени существует. О ней говорится в Ветхом Завете, но чтобы увидеть это нам надлежит обратиться к языку оригинала на котором были написаны ветхозаветние книги. Читая на иврите, мы можем встретить интересное выражение: “бейн аварим”, которое дословно переводится как “между вечерами”.

Например в книге Левит мы читаем: “в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня” Лев.23:5.

А теперь посмотрим на этот текст в оригинале: ...

Слово “эрэв” само по себе имеет единственное число, но с добавлением окончания “им” оно приобретает множественное число. Поэтому слово “аварим” правильно переводится ни как вечер, а как вечера. Но перед словом “аварим” находится предлог “бейн”, который переводится как “между”. Таким образом мы получаем весьма интересное выражение “между вечерами”.

Евгений Ермолович в своей книге “Начало Божьих суток” совершенно ничего не говорит об этом выражении. По всей видимости причина заключена в том, что он использовал в переводе с иврита номера Стронга. Но дело в том, что Джеймс Стронг, будучи обычным американцем, родившимся в Нью-Йорке, а так же будучи по вероисповеданию методистом, не знал всех тонкостей еврейского языка.

Но если мы с вами обратимся к этимологическому словарю Штейнберга, который был издан в 1878 году, то в нём мы обнаружим упоминание о “бейн аварим”. Обратите внимание, что по поводу этого выражения здесь сказано: (Фото стр.366). Тут написано, что это время от начала захождения солнца и до его заката.

Друзья, а теперь послушайте очень внимательно, в древние времена в жизни Израильского народа существовало понятие двух вечеров. Один вечер относился к уходящим суткам, а другой вечер относился к новым суткам. Смена чисел дней или просто суток происходила именно в момент заката солнца. После заката считался новый день или новые сутки.

Поэтому, когда в Божьих повелениях говорилось о вечере, то так же упоминалось и о заходе солнца, как о моменте смены старых суток новыми. Например в книге Второзаконие мы читаем: “А при наступлении вечера должен омыть тело свое водою, и по захождении солнца может войти в стан” Втор.23:11.

Всё очень просто. Когда наступал вечер уходящего дня, нечистый человек начинал совершать очищение. Он омывал своё тело и только после захода солнца, когда наступал новый временной отрезок, который мы называем сутки, он мог вернуться обратно в стан.

Ещё одно подобное место Писания: “...прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою; но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни” Лев.22:7.

Когда говорилось о нечистоте до вечера, то подразумевалась нечистота до захода солнца. Если человек совершил очищение до захода солнца, то после захода он считался чистым.

Так же, весьма интересно рассмотреть ещё один Библейский пример, подтверждающий, что сутки не могли начинаться с восходом солнца. Это история с манной.

Но в начале, давайте включим наше воображение и допустим мысль, что сутки и соответственно суббота всётаки начинались с восхода солнца. Как тогда могло выглядеть собирание манны и её приготовление. Вспомним, что в Библии о выпадании манны сказано: “И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна” Чис.11:9. Инными словами манна выпадала ночью. Когда же они её собирали? Написано: “И собирали его (хлеб небесный, манну) рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло” Исх.16:21. То есть, собирали рано утром, до наступления дня, ибо когда обогревало солнце, как написано, оно таяло.

(Нарисовать на доске)

Каждый день недели, согласно идеи Ермоловича и Белкина начинался с восхода солнца и таким образом ночь шестого дня была ночью с пятницы на субботу. Именно на шестой день, то есть в ночь шестого дня манны должно было выпасть в двое больше, ибо Бог сказал: “А в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни” Исх.16:5. Обратите внимание, что в этом тексте со словом “день” стоит числительное и эти слова являются Божьим повелением – это значит, что выражение “в шестой день” обозначает шестые сутки.

Таким образом получается, что в ночь с пятницы на субботу, манны выпадало в двое больше. И соответственно собрать до восхода солнца её надо было в двое больше. Только вот вопрос: зачем? Ведь с восходом солнца из неё ничего нельзя было не варить и не печь, потому что наступила святая суббота.

Но пойдём дальше. Так как святые сутки продолжались до восхода солнца в воскресенье согласно идеи Евгения Ермоловича, то манна не выпадала ночью с субботы на воскресенье, ибо было сказано: “Шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в этот день” Исх.16:26. Получается, что манну евреям пришлось бы ждать аж до понедельника, а всё воскресенье провести в посте впрочем и субботу тоже. И так на протяжении 40 лет. Думаю, что вы понимаете на сколько абсурдна идея, что суббота начинается именно с восхода солнца. Но всё становится на свои места если мы понимаем, что святая суббота начинается и заканчивается именно вечером.

(Нарисовать на доске)

Если первый день недели начинается с вечера, то манна выпадала ночью с субботы на воскресенье и еврейскому народу не надо было поститься всё воскресенье. Так же если день начинается с вечера, то естественно в ночь шестого дня манны выпадало в двое больше и в течении пятницы, то есть шестого дня недели люди спокойно могли приготовить кушать и на субботу. В ночь с пятницы на субботу манна не выпадала, ибо это уже были святые седьмые сутки. Всё просто и всё понятно.

Так же в качестве примера, что суббота в Израиле начиналась и заканчивалась с заходом солнца, мы можем вспомнить историю из Нового Завета. В этой истории описывается жизнь и служение Иисуса Христа. В евангелии от Луки мы читаем: “И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние... При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их” Лук.4:31-40.

Почему люди приносили больных, когда заходило солнце? Ответ очень прост: потому что заканчивалась суббота.

Итак, пришло время ответить на вопрос:

Когда в Израильском народе в Библейские времена начинались и заканчивались сутки?

Ответ на основе Библии можно сформулировать так:

В Израильском народе сутки заканчивались и начинались в момент захождения солнца.

Но хочу сказать, что существуют так называемые спорные тексты, в которых якобы говориться, что сутки начинаются с утра. Именно разбору этих текстов мы и посвятим следующую часть наших исследований.

 



Создан 20 июл 2013



Besucherzahler ukrain women
счетчик посещений